Как помочь первокласснику научиться красиво писать?

«Искусственно изменяя почерк – графотерапией –

можно корректировать характер ребенка»

Кандидат психологических наук,

графолог Александр Фармагей

 

Ваш ребенок первоклассник и вы столкнулись с тем, что у вашего ребенка не получается писать красиво. Как поступить любящему родителю? Многие родители подходят ко мне с вопросом, как же им помочь своему ребенку.

На Западе сейчас говорят о том, нужно ли вообще обучать каллиграфии детей. Начиная от 1970-х годов, существенно снизилась важность письма от руки. Существуют даже программы, которые препятствуют развитию индивидуального письма: в некоторых школах Гамбурга, например, детей учат писать только печатные буквы, а не чистописание: мол, каллиграфия является слишком сложным делом для детей и перегружает их.

Противники этой точки зрения утверждают: умение красиво писать – почти синоним образованности. Эксперты пришли к выводу, что рукописное письмо приводит к тому, что дети учатся думать логически и делать выводы. Так что все-таки стоит ребенка научить писать красиво, хотя бы потому, что каллиграфические навыки развивают мелкую моторику, и это способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Каллиграфия - это искусство изображения слова. В Японии это нечто среднее между рисунком и письмом. Выполненные на листах бумаги или на шелке иероглифы выполняют функцию картин - передают сюжет и приносят эстетическое удовольствие. Японская поэтесса Ханда Сюко писала: «Каллиграфия – цветок души человека».

Проблема плохого почерка – одна из самых распространенных в школе.

Первая причина – плохо развита мелкая моторика кисти рук.

Что же такое мелкая моторика?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Вторая причина – неправильное положение ручки.

С трудностями в обучении детей правильно держать ручку при письме сталкиваются родители и педагоги. Ребенок приходит в школу уже с определенным навыком держать пишущий инструмент! К сожалению, переучивать гораздо сложнее, чем научить правильно. Сколько тратится усилий и времени для обучения детей этим, казалось бы, несложным правилам! Дети неправильно держат пишущий инструмент: излишне сжимают, неправильно ставят пальцы, изгибают их, выкручивают кисть. В результате в пальцах и кисти возникает избыточное напряжение, которое вызывает онемение и боль, ребенок быстро устает, скорость письма снижается и портится почерк. Неправильная манера письма может даже способствовать возникновению такого серьезного заболевания, как писчий спазм.

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

 

Третья причина – неправильная посадка.

Правильная посадка: прямая спина, ровные плечи опущены вниз, голова немного наклонена на нужном отдалении от тетрадки. Грудь не должна соприкасаться со столом - такая поза затрудняет дыхание.

Четвертая  причина – положение тетради.

Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Что еще влияет на почерк ребенка?

Очень многое зависит и от психологического настроя. Не стоит ругать малыша за некрасивые линии, ни в коем случае нельзя сравнивать его результаты с результатами других детей. Так можно полностью отбить желание учиться. Больше хвалите своего ребенка за то, что у него получается!

Прежде всего, настройтесь на снисходительное отношение к вашему ребенку, ведь от начинающего ученика требуется терпение и аккуратность. Не забывайте, однако, о том, что усталость к малышу может прийти после пятиминутного занятия каллиграфией. При этом ребенок, жалующийся на усталость руки, показывает даже не столько на мятые и затекшие пальчики, сколько на мышцы предплечья. В этом случае руку необходимо обязательно размять. Лучше всего поможет массаж.

Письменные работы первое время необходимо выполнять вместе с ребенком, без суеты и спешки.

Принцип «Лучше меньше да лучше» особенно уместен в чистописании. Поверьте, результативность от такой методики намного выше, чем неаккуратное многократное повторение «для галочки».

Есть еще одна небольшая хитрость, как научить ребенка красиво писать. Как правило, в современные прописи для первого класса вкладывают листочек кальки. Этот листочек очень полезен для тренировки написания красивых букв. Как обычно первоклашки пишут в прописи? Сначала тренируются на "черновике", а только потом пишут в "чистовик". К тому моменту, когда нужно писать в "чистовике", ребенок уже изрядно устал, да и не всегда все гладко получается. Словом - муки! Чем хороша калька? Она избавляет от изнурительной работы в "черновике".  Кладем кальку поверх страницы, на которой работает ребенок. На кальке по печатной основе прописываем два-три раза необходимую букву или элемент, потом следующий один раз в прописи. Снова кладем кальку: два раза пишем на кальке, третий раз в прописи. В следующей строке можно писать по одной букве на кальке и в прописи. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не устает. Если кальки в прописях нет,  то стоит ее купить, ее много не нужно.

Очень важно, чтобы ваш ребенок называл букву, которую прописывает и каждый элемент этой буквы. Такое проговаривание благотворно влияет на развитие речи. Проговаривание буквы по ходу ее написания позволяет ребенку контролировать правильность каждого элемента. Сконцентрироваться на процессе, быть "здесь и сейчас".

Используемая литература:

1.      200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей и педагогов: Программа обучения в детском саду. - Издательство: АСТАстрель (2008 г.)

2.      М.Безруких «Пишу красиво и правильно. Как помочь ребенку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности» Учебники для родителей. Издательство: Рама Паблишинг

Как подготовить будущего первоклассника к школе

До того момента, как ваш ребенок впервые переступит порог школы, остается чуть меньше месяца. За это время вам предстоит совершить важный шаг – от детского сада к почти взрослой жизни. И очень важно сделать это грамотно, не отбить у ребенка заранее желание учиться.

Настрой

Нужно периодически подчеркивать, что учиться в школе – это очень важно. Именно важно, а не трудно, – акцентирует на важных вещах внимание. Говорите, ребенку, что он становится самостоятельным, но этого не нужно бояться. Расскажите о своем опыте, вспомните, каким первоклассником были вы сами.

Успехи

Внушайте ему, что со всеми трудностями можно справиться, и никто один на один его с ними бросать не будет. Приводите приободряющие примеры: «Смотри, какая у тебя до этого палочка кривая выходила, а сейчас как ровно ты ее пишешь!» Нужно показать ребенку, что он делает успехи, если старается. Не давайте ребенку повода думать, что он недостаточно умный.

Помощь

Если у ребенка что-то не получается, не ругайте, а спокойно разберитесь, почему именно возникают трудности. Но в то же время учите ребенка самостоятельности. Помогайте в том случае, если он сам вас об этом попросит. И не спешите все сразу же делать за будущего первоклассника.

Режим дня

К школьному режиму дня ребенка нужно готовить заранее. Во-первых, не нужно резко отходить от режима, который был в детском саду. Во-вторых, приучайте ребенка к тому, что в школе все делают в строго ограниченный промежуток времени. Этому легко научить. При выполнении какого-либо задания заводите будильник. По прошествии 15 – 20 минут раздается звонок, после этого должна быть смена деятельности.

Что должен уметь дошкольник?

  • Принять и понять инструкцию;
  • планировать свою работу;
  • исправлять ошибки, анализировать конечный результат;
  • принимать помощь;
  • общаться со сверстниками и взрослыми, привлекать к себе внимание собеседника;
  • использовать в речи пространственные эпитеты, сравнения, синонимы;
  • проявлять заботу, доброту, ответственность;
  • уважать желание других;
  • планировать свое время;
  • охотно включаться в бытовую работу (помощь по дому, дежурства и т. д.).

Источник: http://www.kp.ru/

Психологический портрет первоклассника

Краткое описание того, что должен знать и уметь ребенок, начинающий обучаться в школе.

 

"Портрет" первоклассника:

1. Педагогическая готовность:

– навыки чтения (по слогам или бегло)

– навыки письма (печатными буквами, либо короткие слова прописными)

– навыки рисования;

– звуковая культура речи (чистая речь);

– умение развернуто ответить на вопрос;

– хороший словарный запас;

– хорошая общая осведомленность.

2. Интеллектуальная готовность:

– дифференцированность восприятия как основа мышления;

– развитое воображение;

– хорошая ориентировка в пространстве и времени;

–развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;

– развитая тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);

– хорошая  образная память;

–развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);

– интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);

– предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, способность сформулировать вопросы, способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

3. Мотивационная готовность:

– выраженность познавательных интересов;

– стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);

– принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

4. Эмоционально-волевая готовность:

– умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);

– сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;

– эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);

– произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);

– умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);

– умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

5. Коммуникативная готовность:

– желание общаться со взрослыми и детьми;

– умение установить контакт с учителем;

– сохранение чувства дистанции;

– способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);

– умение устанавливать контакт со сверстниками;

– умение войти  в детский коллектив и найти свое место в нем;

– умение выполнять совместную работу;

– умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

Источник: http://goo.gl/daoH3L

Обучение грамоте             

   Вопрос/ответ

1. Как называется всё то, что мы говорим? (речь)

2. Какие виды речи ты знаешь? (устная и письменная)

3. Для чего служит устная речь? (для выражения  мыслей и чувств)

4. Из чего состоит наша речь? (из предложений) Приведи пример предложения.

5. Из чего состоят предложения? (из слов) Приведи пример. Составь предложение, сосчитай количество слов в нём.

6. Как ты понимаешь "имя собственное" и "имя нарицательное"? Приведи пример имён собственных, нарицательных. (Имена собственные: имена людей, клички животных и т.д. Имена нарицательные: названия предметов)


7. Колобок - это имя собственное или нарицательное? (собственное)

8. На что делятся слова? (на слоги)

9. Сколько в слове БЕЛКА слогов? (2 слога) Какой по счёту слог ударный? (первый слог)

10. Сколько слогов в слове КУ-РИ-ЦА? В слове ПО-ПУ-ГАЙ? КОРМ?   Какой слог ударный?

11. К предложению (Дети дружно делали дом.)подбери схему. (№ 3)


12.  Назови любые предметы с этой страницы словами, которые состоят из двух слогов. (ё-жик, ку-бик, ок-но, цве-ты, руч-ка)


13. Составь рассказ по иллюстрации к сказке "Колобок".


14. Назови предметы, которые называем одушевлёнными
(по сказке К. И. Чуковского "Муха-Цокотуха")?


15. На какие  две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

16. Какие звуки называем гласными? (Звуки, которые можно долго тянуть, не встречают преграду при произношении.)
Например? (/а/, /о/, /и/ и т.д.)

17. Какие звуки называем согласными? (Звуки, которые встречают преграду при произношении.)
Например? (/р/, /с/, /т/ и т.д.)

18. При помощи чего мы записываем звуки? (при помощи БУКВ)

19. К каждой схеме  приведи пример. (1-я схема - любой согласный звук, 2-я схема - любой гласный звук (кроме гласных букв е, ё, ю, я), 3-я схема - это слияние согласного с гласным звуком, например, ва, на, зи, ко, пе)



20.  Чем отличаются звуки от букв?  (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

21. 
 На какие звуки может падать ударение? (на гласные)
Например, Бо-ри`с (ударение падает на второй слог, на букву И)

22.
Должны запомнить дети
И знать, как дважды два, Что есть на целом свете
Предметы и слова.
Сколько в слове гласных -
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.

- Сколько слогов в слове "ло-ви-ли" (три слога)
                                           "Ма - ша" (два слога)
                                           "ве-тер" (два слога)
                                           "рос" (один слог)

- Как узнать, сколько в слове слогов?
Выполни задания.



23.  
В каких буквах спрятались сразу два звука?
(Я - [й][а]Е - [й][э])

24. Перечислить только глухие согласные звуки.
([п][к][т][с][ч])

25. ма - мя     на - ня     ла - ля     ра - ря      ба - бя
Назови все первые звуки. Какие они? (Согласные, звонкие, мягкие или твёрдые)

26. Какая согласная буква обозначает всегда мягкий согласный звук?   (
[ч])

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10,  звуков – 6

Согласных букв –21,  звуков – 36

Не обозначают звуков: ь,  ъ

а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж

 

ь

я

е

ю

е

и

 

п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ

 

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы:

е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ж][ш][ц]

Всегда мягкие[й][ч],  [щ]


27.Когда после буквы Ц пишется И, а когда Ы? (после Ц пишется буква И, на конце слова после Ц пишется буква Ы + слова-исключения: "цыган на цыпочках сказал цыпленку "цыц"")

   ИЛИ
Певц ? , ц ? корий, скворц ? , отц ? , столиц ? , ц ?ркуль, ц ? ган, ц ? рк.
        ы    и                     ы        ы             ы    и             ы         и


28. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? ( 1) в начале слова: юла; 2) после Ь: лью; 3) после гласного звука: моё)
Памятка
Они обозначают два звука:
        Они обозначают один звук:

Е - [й,э]                                                Е - [э]

Ё - [й,о]                                                Ё - [о]

Ю - [й,у]                                              Ю - [у]

Я — [й,а]                                             Я - [а]

Например: ёлка - [й,олка]                  Например:МЯЧ - [м,ач,]

 

 

29. Сочетание ча пишутся с буквой? ( а ). Сочетаниячущу пишутся с буквой? ( у ). Сочетания жишипишутся с буквой? ( и ).

Подумай!

Ч ? шка, хоч ?, молч ? , ёж ? ки, грач ? та, волч ? та, крич ?, карандаш ?.

    а             у         у       и             а              а             у                и