Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, изменение контингента обучающихся требует формирование школы нового типа, способной активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.

 

Важным в получении образования детей с ограниченными возможностями здоровья  является применениеинформационных и коммуникационных технологий (ИКТ) (Слайд 2).

Задачи применения ИКТ при работе с детьми с ОВЗ

- организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей;

- реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;

- расширение возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.(Слайд 3)

Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, проектор, фото- и видеотехника,  звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, инетернет). По области методического назначения можно предложить следующую классификацию средств ИКТ при работе с детьми с ОВЗ…(слайд 4).

·        Обучающие: это различные рабочие тетради, презентации по лексическим и грамматическим темам, видеофильмы.

·        Тренажеры: «БИ 2 О 2 Т — это Б есплатныеИнтерактивные И гровые О бучающие О нлайн Т ренажеры», "ОТЛИЧНИК", «Математический помощник», «Знайка», тесты-онлайн и другие.

·        Демонстрационные (муляжи и макеты, картинный материал по лексическим темам, презентации, слайдшоу, которые позволяют конкретизировать изучаемые объекты или явления, сформировать четкие представления о них, что очень важно для детей с особыми образовательными потребностями. – реализуется один из важным принципов обучения – принцип наглядности.

·        Имитационные и Моделирующие (игрушки: чайная посуда, животные и птицы, транспорт, конструктор, лего, виртуальные модели жизненных ситуаций и объектов)

·        Учебно-игровые (разнообразные игры и игровые задания, созданные с помощью компьютерных программ, интерактивные доски) (Слайд 4)

Поскольку у младших школьников с ОВЗ внимание, как правило, носит преимущественно непроизвольный характер, то применение компьютерных  технологий становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию в привлекательной форме, увеличивает изображение, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Общение с компьютером вызывает у них живой интерес, сначала воспринимается как игровая, а затем и учебная деятельность.

 Преимуществом ИКТ является:

Ø повышение интереса  и мотивации учения;

Ø восприятие образного типа информации;

Ø формирование самостоятельности, повышение познавательной активности;

Ø  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (различная степень трудности);

Ø моделирование таких жизненных процессов, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

самостоятельное определение темпа деятельности. (Слайд 5)

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития моторной координации и произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с младшими  школьниками, имеющими различные нарушения в развитии. Ведь в любых играх детям необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать с мышью, что способствует совершенствованию совместной координированной деятельности зрительного, слухового и моторного анализаторов: ребенок подумал - соотнес с видимым на экране - нажал на кнопку или пошевелил мышкой - получил результат, видимый на мониторе, или услышал звуковой сигнал.

С помощью компьютерных игр успешно совершенствуется пространственная ориентировка.

Важное значение имеет применение дистанционного обучения (Слайд 6)В настоящее время есть возможность организовывать различные вебинары, работать посредством Skype, создавать образовательные порталы и т.п., что облегчает возможность получения специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Основные вредные факторы, воздействующие на ребенка: (Слайд 7)

•        нагрузка на зрение;

•        стеснённая поза;

•        нагрузка на психику;

•        излучение.

Рекомендации по использованию компьютерных технологий (Слайд 7)

•      Применять только там, где не обойтись без них.

•      Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры.

•      Проводить предварительную работу с детьми.

•      Готовить разноуровневые варианты заданий.

•      Проводить физкультминутки и  гимнастику для глаз.

•      Продолжительность использования согласно рекомендациям СанПиНа.

         В процессе занятий с применением компьютера дети с ОВЗ учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.

    В настоящее время проблема инклюзивного образования является актуальной для каждого общеобразовательного учреждения. Так как дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть в каждой школе.

МБОУ «Карповская школа» уже третий год работает в условиях инклюзивного образования. В настоящее время в начальных классах обучаются трое детей с ОВЗ: в первом классе ребенок с нарушением слуха- имеет слуховой аппарат, в третьем классе ребенок с ДЦП. Они обучаются в инклюзивных классах по адаптированной общеобразовательной программе. Во втором классе обучается девочка с ДЦП, которая передвигается только с помощью коляски. У нее обучение на дому, но по желанию мамы ее занятия проходят в индивидуальной форме в школе. Она посещает уроки музыки, классные часы, принимает участие в воспитательных мероприятиях класса и школы вместе со своими одноклассниками. Во время перемен дети с ней охотно играют, общаются. Вместе со всеми она посещает столовую. Таким образом происходит социализация обучающейся в рамках общеобразовательного учреждения.

    Инклюзивное образование  помогает обучающимся с ОВЗ приобрести уверенность в себе, происходит общение со сверстниками, адаптация и интеграция в общество, воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/12/primenenie-ikt-v-rabote-s-detmi-...

https://infourok.ru/ikt-pri-obuchenii-detey-s-ovz-686981.html

http://schpoch.educrimea.ru/activity/educational_program

https://multiurok.ru/files/proghramma-individual-nogho-soprovozhdieniia-rie-...

Используемые интернет-ресурсы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-rabote-s-detmi-s-ovz.html