Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, изменение контингента обучающихся требует формирование школы нового типа, способной активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.
Важным в получении образования детей с ограниченными возможностями здоровья является применениеинформационных и коммуникационных технологий (ИКТ) (Слайд 2).
Задачи применения ИКТ при работе с детьми с ОВЗ
- организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей;
- реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;
- расширение возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.(Слайд 3)
Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, проектор, фото- и видеотехника, звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, инетернет). По области методического назначения можно предложить следующую классификацию средств ИКТ при работе с детьми с ОВЗ…(слайд 4).
· Обучающие: это различные рабочие тетради, презентации по лексическим и грамматическим темам, видеофильмы.
· Тренажеры: «БИ 2 О 2 Т — это Б есплатныеИнтерактивные И гровые О бучающие О нлайн Т ренажеры», "ОТЛИЧНИК", «Математический помощник», «Знайка», тесты-онлайн и другие.
· Демонстрационные (муляжи и макеты, картинный материал по лексическим темам, презентации, слайдшоу, которые позволяют конкретизировать изучаемые объекты или явления, сформировать четкие представления о них, что очень важно для детей с особыми образовательными потребностями. – реализуется один из важным принципов обучения – принцип наглядности.
· Имитационные и Моделирующие (игрушки: чайная посуда, животные и птицы, транспорт, конструктор, лего, виртуальные модели жизненных ситуаций и объектов)
· Учебно-игровые (разнообразные игры и игровые задания, созданные с помощью компьютерных программ, интерактивные доски) (Слайд 4)
Поскольку у младших школьников с ОВЗ внимание, как правило, носит преимущественно непроизвольный характер, то применение компьютерных технологий становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию в привлекательной форме, увеличивает изображение, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Общение с компьютером вызывает у них живой интерес, сначала воспринимается как игровая, а затем и учебная деятельность.
Преимуществом ИКТ является:
Ø повышение интереса и мотивации учения;
Ø восприятие образного типа информации;
Ø формирование самостоятельности, повышение познавательной активности;
Ø осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (различная степень трудности);
Ø моделирование таких жизненных процессов, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
самостоятельное определение темпа деятельности. (Слайд 5)
Занятия на компьютере имеют большое значение для развития моторной координации и произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с младшими школьниками, имеющими различные нарушения в развитии. Ведь в любых играх детям необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать с мышью, что способствует совершенствованию совместной координированной деятельности зрительного, слухового и моторного анализаторов: ребенок подумал - соотнес с видимым на экране - нажал на кнопку или пошевелил мышкой - получил результат, видимый на мониторе, или услышал звуковой сигнал.
С помощью компьютерных игр успешно совершенствуется пространственная ориентировка.
Важное значение имеет применение дистанционного обучения (Слайд 6)В настоящее время есть возможность организовывать различные вебинары, работать посредством Skype, создавать образовательные порталы и т.п., что облегчает возможность получения специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Основные вредные факторы, воздействующие на ребенка: (Слайд 7)
• нагрузка на зрение;
• стеснённая поза;
• нагрузка на психику;
• излучение.
Рекомендации по использованию компьютерных технологий (Слайд 7)
• Применять только там, где не обойтись без них.
• Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры.
• Проводить предварительную работу с детьми.
• Готовить разноуровневые варианты заданий.
• Проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
• Продолжительность использования согласно рекомендациям СанПиНа.
В процессе занятий с применением компьютера дети с ОВЗ учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.
В настоящее время проблема инклюзивного образования является актуальной для каждого общеобразовательного учреждения. Так как дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть в каждой школе.
МБОУ «Карповская школа» уже третий год работает в условиях инклюзивного образования. В настоящее время в начальных классах обучаются трое детей с ОВЗ: в первом классе ребенок с нарушением слуха- имеет слуховой аппарат, в третьем классе ребенок с ДЦП. Они обучаются в инклюзивных классах по адаптированной общеобразовательной программе. Во втором классе обучается девочка с ДЦП, которая передвигается только с помощью коляски. У нее обучение на дому, но по желанию мамы ее занятия проходят в индивидуальной форме в школе. Она посещает уроки музыки, классные часы, принимает участие в воспитательных мероприятиях класса и школы вместе со своими одноклассниками. Во время перемен дети с ней охотно играют, общаются. Вместе со всеми она посещает столовую. Таким образом происходит социализация обучающейся в рамках общеобразовательного учреждения.
Инклюзивное образование помогает обучающимся с ОВЗ приобрести уверенность в себе, происходит общение со сверстниками, адаптация и интеграция в общество, воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности.
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/12/primenenie-ikt-v-rabote-s-detmi-...
https://infourok.ru/ikt-pri-obuchenii-detey-s-ovz-686981.html
http://schpoch.educrimea.ru/activity/educational_program
https://multiurok.ru/files/proghramma-individual-nogho-soprovozhdieniia-rie-...
Используемые интернет-ресурсы:
http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-rabote-s-detmi-s-ovz.html